Александр Гончаров: Бизнесу жизненно важно получать в срок оплату по выполненным контрактам госкомпаний

17.05.2019

Российское правительство поддержало законопроект,  ограничивающий 30 днями срок оплаты по контрактам госкомпаний. Сейчас в данные параметры госкомпании должны укладываться только при расчетах с малым и средним бизнесом.

При этом у крупных промышленных предприятий возникает огромный кассовый разрыв – они платят своим поставщикам, а денег от госкомпаний не получают, говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму РФ Самарской губернской думой еще в феврале текущего года.

Вместе с тем такой срок не может быть универсальным – например, он не годится для страховых или кредитных договоров, пишет правительство в отзыве. Оно предлагает внести изменения в законопроект и разрешить госкомпаниям устанавливать в положении о закупке исключения для части товаров и услуг, а также описать, как высчитываются новые сроки оплаты.

Задержки в оплате – очень давняя проблема. Газета «Ведомости» приводит несколько экспертных оценок, которые сходятся в том, что сложную ситуацию надо решать как можно быстрее, тем более что положительный опыт есть. Еще в ноябре 2016 г. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству установить предельные сроки оплаты и административную ответственность за их несоблюдение. Но появились они только для государства (по государственным и муниципальным контрактам). Долги по таким контрактам перед бизнесом составляли два года назад 34 млрд руб., говорил тогда Генпрокурор РФ Юрий Чайка. Задолженность госкомпаний перед поставщиками вряд ли ниже, но открытых данных нет – в суды мало кто идет, поскольку судиться с крупными госкомпаниями достаточно рискованно. Всегда есть опасность потерять рынок и обанкротиться.

Сейчас сроки в договорах практикуются очень разные: и 45 дней, и 120 дней, а чаще 60–90 дней. Но даже при таких больших сроках поставщиков нередко просят подождать – и деньги они получают только через полгода. Им приходится привлекать займы, чтобы продолжать производство, обслуживать уже взятые кредиты, платить зарплату и налоги.

Некоторые эксперты сравнивают нынешнюю реальность с неплатежами начала 1990-х. Эта проблема касается широкого круга организаций: госкомпании не платят подрядчикам, те банкротятся, что рикошетом ударяет по их контрагентам.

«В Челябинской области тоже есть прецеденты, когда страдали и крупные и средние компании от платежной недисциплинированности госкомпаний. В свое время заказчики за поставки трубной продукции не рассчитывались по 3-4 месяца. А вот еще более свежий пример – подрядчики и субподрядчики регионального транспортно-логистического комплекса, пользуясь сленгом – «выбивали» у гензаказчика несколько сотен миллионов рублей. Правда, там причина несвоевременной оплаты более сложная, носящая криминальный оттенок. Но, тем не менее, проблема не только назрела, но и перезрела. Её надо решать как можно скорее. Бизнесу жизненно важно получать в срок оплату по выполненным контрактам госкомпаний – от этого зависит экономическая стабильность предприятий», - говорит Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

 

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области


дата создания: 17.05.2019 15:17, дата последнего изменения: 17.05.2019 15:18