[Версия для печати]

       В Челябинске в рамках Общественного экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области состоялось обсуждение проблемы реализации закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ).

         В мероприятии, проведенном Уполномоченным по защите прав предпринимателей Александром Гончаровым, приняли участие: заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области и вице-президент регионального Союза промышленников и предпринимателей Семен Мительман, Руководитель аппарата – исполнительный директор Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России Валерий Гришмановский, и.о. Управляющего отделением по Челябинской области Уральского главного управления ЦБ РФ Олег Молев, представители банковского сектора, адвокатского сообщества, предпринимательских объединений.

                 Открывая дискуссию, Уполномоченный Александр Гончаров кратко обрисовал сложившуюся ситуацию. В настоящий момент некоторая часть предпринимателей по всей стране сталкиваются с отключением от дистанционного банковского обслуживания, с отказами в проведении финансовых операций, блокировкой банковских счетов. Только с начала 2017 года финансово-кредитные организации России, по экспертным оценкам, заблокировали операции почти полумиллиона клиентов на общую сумму 180 миллиардов рублей. Предприниматели говорят, что их внесли в так называемый «черный список» Центробанка и банки теперь отказываются с ними работать, полностью блокируя текущую хозяйственную деятельность.

        На данный момент в условном «черном списке» ЦБ есть компании, попавшие туда по ошибке. Они не нарушали закон, но в проведенных ими операциях банки, например, не усмотрели экономического смысла. Между тем, механизма реабилитации таких компаний нет.

     «Цифра, на мой взгляд, поразительная! Я задаю вопрос - 500 тысяч людей, которых подозревают в отмывании и легализации доходов – это ведь целая подпольная армия, которая финансирует терроризм или отмывает деньги? Так? Конечно, нет! Большинство предпринимателей попали в такую ситуацию либо по формальным признакам, либо по ошибке банковских служащих. И должен быть механизм реабилитации добросовестных предпринимателей,  разблокировки счетов и исключения из условного «черного списка», - акцентировал внимание собравшихся Александр Гончаров. – «При этом, если обратиться к положению Центробанка № 375, то в нем прописано 126 причин, по которым транзакция клиента может быть признана банком подозрительной. Кредитная организация вправе дополнить перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению, то есть, у каждого банка есть определенные возможности добавлять в этот список перечень тех действий, которые кажутся подозрительными».

      Попав в подобную ситуацию, часть бизнесменов, чтобы не останавливать бизнес, как правило, регистрируют новое юрлицо. Однако и данный шаг не гарантирует беспроблемную работу. При этом судебная практика сложилась не в пользу предпринимателей.

        «Проблема в том, что мы не имеем нормативного акта с исчерпывающим перечнем признаков легализации. Мы живем в новой юридической реальности, при которой ЦБ отдал банкам на аутсорсинг контроль за исполнением законодательства. Но данное законодательство закрыто для бизнеса. Нет правовой конструкции, которая позволила бы защитить интересы предпринимателя, поскольку как можно оспаривать то, что юридически не закреплено», -  высказался председатель Комитет по налоговой политике Союза промышленников и предпринимателей Алексей Овакимян.

        Далее участники заседания привели примеры операций, которые банкам показались подозрительными и были заблокированы. Первый случай касался покупки компанией, занимающейся добычей полезных ископаемых, проходческого комбайна. Особенность операции заключалась в том, что машина принадлежала физлицу, и, несмотря на все имеющиеся документы на комбайн, банк отказался проводить сделку. Другим примером стала транспортная компания, осуществляющая пассажироперевозки. В один момент банку показался завышенным объем оказываемых организацией услуг и счет был заблокирован. В некоторых случаях банку кажется, что объем налоговых платежей у компании составляет менее 1% от дебетового оборота (кстати, кто и почему ввел такую пропорцию непонятно даже аудиторам) и ей отказывают в обслуживании.

 

         Между тем представители банковского сообщества тоже обозначили свое видение ситуации.  И.о. Управляющего отделением по Челябинской области Уральского главного управления ЦБ РФ Олег Молев отметил, что обмен информацией по подозрительным операциям клиентов между банками, ЦБ и Росфинмониторингом действует с июня 2017 года и направлен на расширение полномочий кредитных организаций в борьбе с легализацией доходов, полученных незаконным путем. По его словам, никакого «черного списка» у ЦБ не существует, при этом у банков есть возможность аннулировать информацию, попавшую в информационный перечень по ошибке. В тоже время в адрес ЦБ от южноуральского бизнеса поступило незначительное количество жалоб на банки – всего лишь семь. Четыре жалобы в 2016 году и три – с начала 2017 года. Все они были признаны необоснованными. «Мы считаем, что необходимо усилить роль разъяснительной работы и активизировать взаимодействие между бизнесом и банками», - сказал Олег Молев.

            Со своей стороны, заместитель председателя правления «Челябинвестбанка» Дмитрий Пискунов обратил внимание на тот факт, что банки сами поставлены в весьма жесткие условия. Санкции за ненадлежащее исполнение 115 ФЗ начинаются с крупных штрафов – от 500 тысяч рублей и могут грозить отзывом лицензии. Региональный банк в среднем за год с каждого клиента зарабатывает 50 тысяч рублей и при выборе между отказом обслуживать сомнительные сделки и санкциями, банк выбирает первое. «Для нас тот факт, что наш клиент находится в «списке» неблагонадежных не является основанием для отказа в обслуживании, просто намного пристальнее изучается его деятельность. Мы делаем акцент на превентивной работе. За первые два квартала текущего года из всего объема обратившихся к нам клиентов мы отказали в проведении сделок только 3,4%. В 3-м квартале, к сожалению, число отказов выросло до 8%, но при этом не было приостановки обслуживания», - сообщил банкир.

         Он также заметил, что существующее в России законодательство включает лучшую мировую практику и рекомендации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - Financial Action Task Force, FATF), не предполагающие механизмов обжалования, либо апелляций, и «вряд ли что-то можно изменить».

           Однако заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области и вице-президент регионального СПП Семен Мительман не согласился с такой установкой. «Надо пересмотреть судебную практику и развернуть ее так, чтобы суды, автоматически не вставая на сторону банков, рассматривали ситуации объективно. И если ошибка была допущена банком, и действительно эта операция не служила подпиткой терроризма или обналичиванию денег, значит, банк должен отвечать своим коммерческим риском тоже», - высказал идею Семен Мительман.

         Общественный представитель Уполномоченного в сфере защиты права собственности Максим Старцев предложил в отсутствии иных реальных способов повлиять на ситуацию, развивать институт заблаговременного рассмотрения документов по сделке клиента банками. В адрес банков поступила рекомендация активней развивать клиентский менеджмент и доносить до предпринимателей международные стандарты.

          Отметим, что в ходе двухчасовой дискуссии были также высказаны предложения внести поправки в 115 ФЗ, уточняющие понятие «сомнительная операция» а также сделать соразмерной ответственность банков, пропустившим рискованную операцию клиента.

          Подводя итоги заседания бизнес-омбудсмен Александр Гончаров поддержал идею рассмотреть возможность создания коллегиального органа, оценивающего подозрительные сделки прежде чем блокировать счет клиента. Помимо этого, вопрос отсутствия гражданско-правовой ответственности банковских учреждений за ущерб, нанесенный компании из-за ошибочного решения будет внесен в перечень системных проблем, сдерживающих развитие бизнеса. «Этот перечень озвучивается и на региональном уровне в ежегодном докладе Уполномоченного перед Заксобранием и на федеральном – во время аналогичного доклада российского бизнес-омбудсмена главе государства. Затем анализируется предложенный механизм решения, и работа продолжается», - сообщил Александр Гончаров. Он поблагодарил всех собравшихся за активное обсуждение и отметил, что все высказанные предложения будут внимательно изучены аппаратом Уполномоченного и экспертным сообществом.

 

 

       Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области. Ольга Смирнова, +7 951 797 32 10; +7 922 755 01 50

Дата публикации: 14 декабря, 2017 [17:19]
Дата изменения: 14 декабря, 2017 [17:22]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.