• (351) 737-04-00, (351) 737-03-00
  • ombudsman174@mail.ru
Главная »  Новости

Челябинский бизнес-омбудсмен собрал рабочую группу для создания типовых правил размещения наружной рекламы

[Версия для печати]

Первое заседание рабочей группы, созданной для разработки типовых рекомендаций по размещению рекламных конструкций на территориях муниципалитетов, собрал 13 марта Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

       В состав рабочей группы вошли: заместитель руководителя Челябинского УФАС России Татьяна Соболевская, депутат Челябинской городской Думы Александр Вышегородцев, начальник Управления наружной рекламы и информации администрации г.Челябинска Диана Ярулина, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Прокуратуры Челябинской области Мария Киртянова, представители Минэкономразвития Челябинской области, председатель Ассоциации рекламных компаний и агентств г.Челябинска Олег Гришанков и другие представители профессионального сообщества.

      

      «Вопрос по размещению наружной рекламы важный и можно сказать, даже перезревший. В антимонопольную службу поступают обращения от предпринимателей, рекламные конструкции которых муниципальные власти по каким-то причинам решают демонтировать. «Несоответствие архитектурному облику сложившейся застройки», которое приводится в качестве обоснования, за настоящую причину принять сложно, поскольку в нормативно – правовой базе это понятие не описано. Значит, решение о демонтаже принимается должностным лицом произвольно, можно даже сказать – по произволу. В то же самое время, реклама нужна, с этим никто не спорит. Но она должна соответствовать современным требованиям, которые предъявляет нам общество. Необходимо найти способы, чтобы урегулировать ситуацию, прийти к компромиссному варианту, который бы устроил и бизнес, и власть, и граждан. Особо отмечу, что разработанные нами рекомендации будут обязательными для всех муниципальных образований Южного Урала», - обозначил принципы работы бизнес-омбудсмен Александр Гончаров, открывая заседание.

     

            Цель деятельности рабочей группы – создать типовые рекомендации по размещению рекламных конструкций на территориях южноуральских муниципалитетов, с учетом выявленных УФАС нарушений и судебной практики. Речь идет о единообразии в области правоприменения, поскольку с учетом отсутствия некоторых понятий на уровне законодательства (в частности «архитектурного облика сложившейся застройки») и правовых пробелов, муниципалитеты предоставлены сами себе и универсальные подходы, и критерии отсутствуют. Такая ситуация отрицательно сказывается на ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь, в сфере размещения наружной рекламы.

           По словам заместителя Уполномоченного Ольги Казаковой, при разработке методрекомендаций имеет смысл учитывать позицию ФАС России о том, что при проведении торгов необязательно демонтировать РК, но при наличии определенных условий (например, если торги проводятся до окончания срока аренды). Также антимонопольная служба обозначила разграничение понятий «вывеска» и «реклама».

       Помимо этого, целесообразно внести поправки в закон «О рекламе» в части определения условий проведения торгов на право заключения договоров на размещение, установку и эксплуатацию рекламных конструкций, и внести изменения в постановления российского правительства по усилению информированности участников при организации и проведения соответствующих торгов.

        Еще одним ключевым моментом является уточнение определения «архитектурного облика сложившейся застройки», в отсутствии которого невозможна прозрачная и понятная работа ни местной власти, ни операторов наружной рекламы.

       В свою очередь заместитель руководителя Челябинского УФАС России Татьяна Соболевская сообщила, что основная часть предпринимательских обращений в антимонопольный орган связана с отказом местных властей включать наружную рекламу в Схему размещения рекламных конструкций. Другие жалуются на то, что, даже включив конструкции в Схему, муниципалитет внезапно решает отказать предпринимателю в размещении РК или направить уведомление об их демонтаже.

     «По закону «О рекламе» органы МСУ утверждают Схему. Это некий документ, содержащий указания на типы и виды конструкций, которые должны размещаться в определенных местах, но мы видим, что акта, который бы регулировал порядок включения в Схему, нет. Поэтому и идут произвольные отказы предпринимателям», - отмечает Т.Соболевская. - «В законе указано, что Схема должна соответствовать документам территориального планирования, создание которых находится исключительно в полномочиях органов МСУ. И если конструкция уже включена в Схему, значит, муниципалитет уже посмотрел, что она соответствует всем документам и внешнему архитектурному облику, (который непонятно как определяется). Следовательно, последующий отказ предпринимателю в размещении РК не соответствует законодательству».

       Представители профсообщества также сделали ряд замечаний и предложений. Глава Ассоциации рекламных компаний и агентств г.Челябинска Олег Гришанков высказал обеспокоенность в связи с тем, что в 2019 году появится новая Схема размещения РК и в связи с усилением тренда на сокращение наружной рекламы, не понятно сколько будет выделено мест для размещения соответствующих конструкций.

        Председатель Челябинской областной ассоциации операторов наружной рекламы и информации (ЧОАОНРИ) Александр Юдин говорил о бесправии рекламщиков в рамках договоров на размещение рекламных конструкций, составляемых муниципалитетами. «В реальности все зависит от позиции главы города. Если он примет определенное решение, рекламу убирают. Так произошло совсем недавно в Карталах и в Копейске. К тому же данная сфера деятельности очень закрыта. Новичок в сфере наружной рекламы не сможет даже узнать, когда будут проводиться торги на размещение РК. Информации просто нет», - сообщил А.Юдин.

              Директор ГК «Элефант» Михаил Смирнов обратил внимание на большое негативное влияние нелегальной рекламы. Также он призвал представителей администрации Челябинска и Челябинской городской Думы проявлять осторожность в публичных заявлениях и комментариях. «Порядка 70% всех денег, вращающихся на рынке наружной рекламы, приходит от федеральных рекламных агентств. Они же пользуются рейтингом городов, который составляет федеральная профессиональная ассоциация. Челябинск в данном рейтинге серьезно просел после громких заявлений о том, что центральные улицы города нужно освободить от стандартной рекламы. Как следствие, деньги с нашего рынка «наружки» ушли примерно на полгода. То же самое произошло из-за шумихи вокруг муниципального транспортного предприятия. Кто от этого выиграл? Никто», - сообщил М.Смирнов

      Со своей стороны, представители органов местной власти согласились и с доводами предпринимателей и с рекомендациями УФАС, рассказав при этом о своих сложностях

       По словам начальника Управления наружной рекламы и информации администрации г.Челябинска Дианы Ярулиной, к разработке понятия «архитектурного облика» управление совместно с депутатами Гордумы подходило неоднократно, но в силу сложности и учета многих факторов, работа так и не была завершена.

        Депутат Челябинской городской Думы Александр Вышегородцев отметил, что взаимодействие с бизнес-сообществом и аппаратом Уполномоченного сыграло большое значение при разработке Положения о наружной рекламе. При проведении оценки регулирующего воздействия документа в конце прошлого года, были учтены замечания и бизнес-омбудсмена и профсообщества. Депутат также указал на необходимость разработки интерактивной карты размещения наружной рекламы, как основного элемента открытости, и на отсутствие денег в городском бюджете на данный проект. Однако самой большой трудностью в данный момент является отсутствие актуального Генерального плана развития Челябинска, основного документа территориального планирования, без которого невозможна полноценная деятельность.

     В итоге обсуждений, участники рабочей группы пришли к выводу о целесообразности вести работу и создавать соответствующие рекомендации на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. В ближайший месяц в аппарате Уполномоченного будут аккумулировать предложения и замечания, а также готовить общий проект рекомендаций к следующему заседанию рабочей группы.

    Справочно. В данный момент в Челябинске, по экспертным оценкам, насчитывается порядка 4 тысяч рекламных конструкций, которые приносят в городской бюджет около 180 миллионов рублей в год.

  

  

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области. Ольга Смирнова, +7 922 755 01 50 (Viber, WA, Telegram); +7 951 797 32 10;


Дата публикации: 16 марта, 2018 [16:41]
Дата изменения: 16 марта, 2018 [16:44]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.