• (351) 737-04-00, (351) 737-03-00
  • ombudsman174@mail.ru
Главная »  Новости

«Мусорная реформа», НТО, административное и уголовное давление на бизнес

[Версия для печати]

     Итоги XVIII Всероссийской конференции Уполномоченных по защите прав предпринимателей, состоявшейся в Москве, подводит челябинский бизнес-омбудсмен Александр Гончаров, работавший на мероприятии.

     Главной темой весенней конференции Уполномоченных стало обсуждение проекта ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и системных проблем российского бизнеса, выявленных региональными омбудсменами.

     Первый день форума был посвящен проблемам в сферах уголовного преследования бизнеса, контрольно-надзорной деятельностиразмещения нестационарных торговых объектов (НТО), а также «мусорной реформе». В дискуссионных площадках и ситанах приняли участие: Уполномоченный  при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, член Совета по правам человека Тамара Морщакова, директор Департамента регулярной политики Правительства РФ Екатерина Слугина-Сороковая, заместитель начальника управления Генпрокуратуры РФ Алексей Пухов, представители министерств и ведомств, аппарата Правительства РФ, депутаты Государственной Думы РФ, лидеры общественных объединений предпринимателей.

        В ходе обсуждения законопроекта № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» все присутствующие отметили затягивание процесс нормализации регулирования. Отметим, что в январе Александр Гончаров принимал участие в «нулевых слушаниях» данного законопроекта, организованных Общественной палатой РФ, и в своем выступлении отмечал несколько важных моментов. Прежде всего, нужно исключить возможность произвольного усмотрения городских властей в решении вопросов размещения НТО. Помимо этого, необходимо убрать положение о регулировании размещения НТО на земельных участках, находящихся в частной собственности, так как это нарушает конституционные права граждан. Также нужно предусмотреть многократное продление договора на размещение НТО без торгов (вместо предлагаемого однократного) для долгосрочного планирования и стабильности ведения бизнеса. У регионов должно быть право предоставлять места для НТО без торгов, например, для сезонной торговли. «Необходимо законодательно закрепить обязательность наличия компенсационных мест в Схеме размещения в процентном соотношении к общему количеству мест размещения НТО. Не менее важный момент заключается в том, чтобы срок деятельности компенсационного НТО исчислялся заново.  Например, муниципалитет начал прокладку инженерных коммуникаций, а на маршруте прокладки  располагается НТО, работающее в течение двух лет и пяти, предусмотренных договором. Городские власти предоставили предпринимателю компенсационное место под НТО, бизнесмен с этим согласился, при этом договор на размещение НТО заключается также на 5 лет, а не на три оставшихся года», - сообщил Александр Гончаров.

     Отметим, что работа по подготовке консолидированных поправок от бизнес-омбудсменов в законопроект ко второму чтению продолжается. Главное, чтобы Госдума РФ определила его сроки. При этом предлагаемые поправки очень важны и малый бизнес ждет их более 4-х лет.

     Проблемы уголовного преследования предпринимателей стали еще одной важной темой конференции. Основными тезисами стали: необоснованные аресты предпринимателей и несоразмерно длительные сроки содержания под стражей, а также банкротство предприятий во время нахождения бизнесменов в СИЗО.

     При этом Борис Титов, внес предложение, запрещающее возбуждать уголовные дела в случае спора двух хозяйствующих субъектов по письменным сделкам, если они не признаны судом недействительными. «Вот одни там яблоки не поставили, другие квартиры не сдали дольщикам и сразу в уголовный процесс, мимо арбитражного суда. Потому что уголовное дело зачастую эффективнее и быстрее, особенно когда есть знакомства с правоохранителями», - обосновал свое предложение бизнес-омбудсмен.

        Отметим и такой аргумент в пользу данного предложения -  обвинение по заведенному по надуманным причинам уголовному делу может и не подтвердиться, однако в течение двух месяцев работа предприятия останавливается. В тоже время ответственность за такое дело и ущерб, нанесенный компании, никто не несет.

    Одна из причин «популярности» уголовных дел, по сравнению с арбитражными, по мнению участников дискуссии, — это возможность быстро приостановить деятельность предприятия, «закрыв» предпринимателя в СИЗО. Некоторые предприниматели за время следствия, что называется, пересиживают максимальный срок, который им могли бы дать за преступление. Также на конференции отметили необходимость чаще рассматривать возможность применения мер пресечения, не связанных с заключением, например, залог. 

     Эти и другие обсужденные предложения будут включены в годовой Доклад Бориса Титова российскому Президенту Владимиру Путину.

      Что касается «мусорной реформы», то реализация новых правил реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) вызывают острую реакцию и у населения и у предпринимателей.  По мнению экспертов, региональные власти, в целом, стараясь сдерживать рост тарифной нагрузки на население, зачастую используют совершенно произвольный подход к установлению тарифов и нормативов формирования отходов для предприятий. Это приводит к реальному повышению «мусорных» платежей для бизнеса в несколько раз. Резкую критику вызывает и работа единых региональных операторов по обращению с отходами. Представители  многих регионов заявляли, что взаимоотношения предпринимателей с этими операторами находятся в «серой зоне регулирования».

         Участники заседания договорились совместными усилиями обеспечить сбор и анализ объективной информации о фактических ставках «мусорных» тарифов и нормативов для предприятий в регионах, а также сформировать пакет предложений по корректировке существующей нормативной базы на основании полученной информации.

      Во второй день состоялось обсуждение основных предложений доклада Уполномоченного и ключевых проблем бизнеса с участием руководителей всех крупнейших деловых объединений России – президент ТПП РФ Сергей Катырин, глава «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин, президент «Деловой России» Алексей Репик, вице-президент РСПП Александр Мурычев. Обсуждались реализация национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также новый проект федерального бизнес-омбудсмена – индекс «Административное давление», составленный на основе статистики контроля и надзора в разных регионах страны.

 

  

 

  

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

 


Дата публикации: 29 апреля, 2019 [13:59]
Дата изменения: 29 апреля, 2019 [15:01]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.