• (351) 737-04-00, (351) 737-03-00
  • ombudsman174@mail.ru
Главная »  Новости

Александр Гончаров прокомментировал ситуацию в станкостроении

[Версия для печати]

Спасут ли станки Южный Урал

Станкостроение Челябинской области в очередной раз попало под пристальное внимание чиновников. Наиболее зависимая от заграницы отрасль, как никогда, нуждается в возрождении, учитывая напряженную политическую обстановку в мире. Губернатор Борис Дубровский одобрил идею создания станкостроительного кластера, который бы объединил машиностроителей, научное сообщество и чиновников. Какое развитие может получить этот проект, узнавал Chel.ru.

 Проведенный Минпромторгом РФ в июне этого года анализ показал: наиболее перспективным с точки зрения импортозамещения является именно станкостроение. Доля импорта в потреблении этой продукции, по разным оценкам, составляет более 90 процентов. Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Алексей Бобраков в интервью Chel.ru подчеркнул, что около 80 процентов российского станочного парка морально устарело, требует модернизации и освоения новых видов. Неудивительно, что в общероссийскую тенденцию попал и Южный Урал – регион, утративший свою славу в этой отрасли еще в конце прошлого тысячелетия.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский с этими цифрами хорошо знаком. На встрече с руководителями местных станкостроительных предприятий он выразил уверенность, что при слаженной работе эта сфера вновь может стать точкой роста для экономического развития региона. Однако как наладить выпуск импортозамещающей продукции?

«Санкции показали: Россия критически зависит от станкостроения, – считает директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов. – Собственная отрасль в стране почти уничтожена, хотя в конце 80-х наши станки с ЧПУ покупали и немцы, и американцы, и канадцы. С развалом Советского Союза начался кризис в промышленности, поскольку был взят курс на уничтожение реального сектора экономики, что успешно было реализовано».

Как выяснилось, работа по возрождению местного машиностроения уже стартовала.

«Хорошие перспективы есть у приборостроительного завода из Трехгорного, который в силу своей специфики и местоположения (ЗАТО, закрытое территориальное образование Минатома) сумел сохранить как производственный, так и кадровый потенциал, – говорит Уполномоченный по защите прав предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров. – Жаль, что практически уничтожен челябинский «Станкомаш», который был в свое время уникальным предприятием с собственным металлургическим производством и тремя конструкторскими бюро. По гражданскому направлению завод выпускал оборудование для ТЭК (нефтепромысловое и горно-шахтное). Что касается других компаний, то неплохие шансы для роста есть у Троицкого станкостроительного завода, правда, при параллельном развитии внутриобластной кооперации».

Троицкий станкостроительный завод в настоящее время переживает реконструкцию, здесь создан проект строительства литейного производства. Уже в следующем году начнется сборка станков нового поколения. Рабочие проходят обучение в Корее, кадры готовит ЮУрГУ. «Мы ставим задачу стать самостоятельной инжиниринговой компанией за два–три года, – пояснил генеральный директор Троицкого станкостроительного завода Павел Лепин. – Наша стратегия – разработать собственную конструкторскую документацию».

Едва не остановившийся в конце тысячелетия завод изменил производственный подход в 2010 году, когда начал оказывать услуги по капитальному ремонту и модернизации станков. Превращение аналоговых агрегатов в станки с ЧПУ оказалось очень востребованным. А год назад руководство предприятия представило областной власти бизнес-план, согласно которому в серийное производство будут запущены новые станки. Годовой спрос оценивается в 220 станков в год, выручка – в 400–450 млн рублей. Для реализации этого инвестпроекта требовалось 450 млн рублей, 150 из которых составило бы собственное финансирование.

Новый цех возводит ООО «Первая станкостроительная компания», специализирующееся на модернизации устаревших станков. Сейчас на предприятии ведется монтаж крана, который позволит заниматься станками более высокого класса тяжести, пользующихся спросом. В целом продукция компании имеет высокую добавленную стоимость.

Сборочным станкостроительным производством в Трехгорном занимается сегодня ФГУП «Приборостроительный завод». В 2011 году здесь была налажена кооперация со Стерлитамакским станкостроительным заводом (Башкортостан). «Мы выбрали самые востребованные модификации токарного и фрезеровочного станков, – отмечал тогда генеральный директор Михаил Похлебаев. – На станках с программным управлением рабочему необходимо лишь установить нужный инструмент, подставить заготовку и нажать нужную комбинацию кнопок».

Руководитель предприятия и сейчас признает значимость кооперации и говорит о необходимости большей локализации производства на челябинских предприятиях.

 Директор ООО «Группа МТЕ» Денис Волков из Ростовской области предложил губернатору разместить на территории Южного Урала чугунно-литейное производство. Борис Дубровский отметил: «Челябинская область действительно вам идеально подходит. У нас есть ресурсы, кадры, сырье, наработки, промплощадки. Ищите партнера, а я на своем уровне окажу вашему совместному проекту всю необходимую поддержку».

Одним из наиболее приемлемых вариантов развития южноуральского станкостроения и промышленники, и чиновники видят создание кластера, который включил бы в себя местные заводы, научные центры и госструктуры. Эксперты сочли этот проект вполне жизнеспособным.

«Для этого у нас в регионе есть хорошая база, которая в будущем позволит создать производство с замкнутым циклом – поясняет бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. – Мы располагаем как металлургическими и машиностроительными предприятиями, так и некоторой конструкторской базой, которую надо развивать и усиливать. Сейчас инжиниринговую составляющую предлагает ЮУрГУ, а в дальнейшем, думаю, возможно, говорить и о создании конструкторских бюро или отраслевого института».

 

Потенциал Южного Урала отмечает и Сергей Колобов, уточняя, что развитие машиностроения даст в свою очередь толчок к развитию местной металлургии. «В Челябинской области раньше было два стратегических источника дохода – машиностроение и металлургия. За эти годы машиностроение практически умерло, предприятий почти не осталось, а те, что еще держатся на плаву, осуществляют деятельность в меньших масштабах. ЧТЗ перешел на двухдневную работу, в то время как раньше работал круглосуточно! Сегодня металлургия дает те деньги, которые перераспределяются внутри области. Однако мировой спрос на металл падает, а наш к тому же неконкурентоспособен из-за высокой себестоимости, – отмечает эксперт. – И в таких условиях подъем станкостроения, металлоемкой отрасли, может выручить местные металлургические предприятия. Во многом себестоимость продукции металлургов растет из-за стоимости доставки, внутреннее потребление решило бы этот вопрос. Не до конца потеряна и школа подготовки инженерных кадров – ЮУрГУ был одной из лучших кузниц кадров в стране. Но бизнес не справится с созданием кластера один, направление довольно капиталоемкое, поэтому без помощи государства идея будет вряд ли осуществима. Лоббирование областных властей может инициировать государственную программу восстановления и развития станкостроения и включение нашего региона в нее в качестве одной из площадок».

 

Борис Дубровский поддержку пообещал, хотя пока кластер существует на уровне идеи, не совсем понятно, в чем она будет выражена. Что касается сроков реализации проекта, то он может стать долгосрочным.

 

«Думаю, можно ориентироваться на срок от трех до 10 лет при условии, что государство будет вносить свою лепту, как в качестве координатора процесса, так и гаранта, например, по привлечению инвестиций. Очень надеюсь, что федеральный закон «О промышленной политике», который Госдума, наконец, рассмотрела в первом чтении, сможет оказать поддержку и нашему региональному проекту станкостроительного кластера», – резюмирует Александр Гончаров.

 

Анастасия ГУСЕНКОВА, специально для Chel.ru

Оригинал материала: http://chel.ru/text/business_news/852953-print.html


Дата публикации: 14 октября, 2014 [17:23]
Дата изменения: 14 октября, 2014 [17:25]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.