• (351) 737-04-00, (351) 737-03-00
  • ombudsman174@mail.ru
Главная »  Новости

СТОЛЫПИНСКИЙ КЛУБ ПРЕДЛАГАЕТ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ, ОСНОВАННУЮ НА РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМАХ

[Версия для печати]

Столыпинский клуб представил доклад "Экономика роста"

 

На открытом заседании Столыпинского клуба, которое недавно состоялось в Уфе, ведущие российские бизнесмены, экономисты и представители общественных организаций, журналистского сообщества и органов власти обсудили подготовленный президиумом клуба программный доклад "Экономика роста". Комментируя данное событие, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров отметил важность и своевременность появление данного документа, поскольку сейчас идет дискуссия в российском правительстве и в регионах о том, как России эффективно преодолеть экономические трудности и найти новые точки роста.

Авторами доклада выступили Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, зам. председателя Правления ВЭБа Андрей Клепач, Советник Президента РФ Сергей Глазьев, сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович, зав.отделом международных рынков капитала ИМЭНО РАН Яков Миркин, председатель совета директоров инвестиционно-консалтинговой группы ФЁСТ Владимир Гамза, другие члены президиума Столыпинского клуба - целый ряд видных экономистов и предпринимателей.

Они убеждены, что добиться экономического роста, только следуя рекомендациям МВФ для развивающихся рынков, невозможно. Проводимая денежно-кредитная, бюджетная и налоговая политика, искусственно высокая ставка кредитов от ЦБ РФ, радикальное сокращение денежной базы и сдерживание расходов на развитие ведет к снижению рыночной конкуренции, доминированию олигополий и фактической деиндустриализации страны. Продолжение такой политики приведет к консервации сырьевой зависимости экономики и технологической отсталости.

Главное предложение программы - отход от принципов поддержания видимости макроэкономической стабилизации и политики сдерживания к политике стимулирования экономического роста. Для этого предлагается проводить политику доступного кредита на уровне рентабельности российских предприятий - 4-5%, повысить соотношение денежной массы к ВВП до показателя 0,8-0,9 (сейчас 0,45), проведение политики стабильного, но низкого первые пять лет, курса рубля. Вопреки господствующим подходам, главный путь к снижению инфляции - не ограничение денежной массы, а экономический рост!

Среди других технических решений: взимание экспортных платежей непосредственно в валюте, мягкое валютное регулирование - налог на покупку валюты корпоративным сектором, ограничение роста тарифов инфраструктурных монополий, введение высоких экспортных пошлин на сырье и продукты первого передела (возможный отказ от возврата НДС по ним).

Кроме того, авторы предлагают провести налоговую реформу в два этапа . На первом - принять ударный пакет мер, стимулирующих инвестиции и технологическое обновление. На втором - приведение структуры налогов в соответствие с уровнями развитых и динамично развивающихся стран (снижение налогов на производство до среднемировых - 41%, сейчас - 49%), введение налогов социальной справедливости - возврат к ЕСН, переход к прогрессивной шкале НДФЛ, введение "оффшорного" коэффициента для компаний, зарегистрированных в оффшорах.

Также в программе предлагается проведение земельной реформы, кардинальное (минимум вдвое) снижение числа проверок и реформа контрольных органов, повышение персональной ответственности чиновников за препятствование предпринимательской деятельности, развитие в России принципов электронного государства - перевод всех госуслуг в электронную форму.

Отдельно авторы остановились на бюджетной реформе. В этой сфере предлагается допускать умеренный бюджетный дефицит для стимулирования роста, расширение заимствований на внутреннем и внешнем рынках, проведение целевой (связанной) денежно-кредитной эмиссии (не менее 1,5 трлн. рублей в год в течение 5 лет), повышение финансовой самостоятельности регионов и выбранных глав муниципальных образований, привязка региональных бюджетов к росту доходов предприятий и населения.

Все это, по мнению авторов доклада, может привести к проведению Новой индустриализации страны и росту экономики опережающими мировые темпами (до 10% в год). Основным условием успеха данной программы они считают ее комплексное исполнение с использованием новой модели управления (отделение управления развитием от текущей деятельности Правительства).

Борис Титов:

Главное сейчас: уйти от монетарного принципа, где главное - поддержание макроэкономической стабилизации, к политике количественного смягчения по-русски. Это подразумевает приоритет промышленных перерабатывающих компаний над сырьевыми и переход от ручного управления к стратегическому. И не надо бояться эмиссии. В России немонетарная инфляция. Сокращение денежной массы только усугубит имеющиеся проблемы и еще больше разгонит инфляцию. Сократить ее можно только обеспечив устойчивый экономический рост. Но, конечно, деньги должны идти в производство, а не просто раздаваться людям.

Сергей Глазьев:

Наша программа - реальна и основана на актуальном международном опыте. Главное - целевое управление деньгами, что позволит восстановить управление финансами страны. Сейчас в этой сфере - хаос, финансовые власти не могут достичь ими же обозначенных целей. Сейчас в России нет инструментов поддержки бизнеса, которые действуют на Западе и на Востоке. Их появление позволит бизнесу перейти к творчеству и созиданию, обеспечит реальное государственно-частное партнерство на благо страны и ее жителей. Сохранение же текущей денежной политики приведет к сжатию денежной массы, расстройству денежного обращения. Мы можем вернуться к кошмару неплатежей девяностых.

Алексей Голубович:

Наша валюта чрезмерно привязана к сырью. Если посмотреть, валюты каких стран укреплялись к доллару в последние пять лет, мы увидим, что это Бразилия, Австралия, ЮАР и Россия. Именно их валюты больше всего девальвировались за последний год. При этом наша - больше всех. Когда мы говорим о методах валютного контроля, в головах обывателей возникают образы из советского прошлого, но это абсолютно не так. На самом деле речь идет об абсолютно рыночных механизмах, которые на том или ином периоде своего развития применяли почти вес страны, которые мы относим к развитым.

Владимир Гамза:

В целях обеспечения высокого уровня экономического роста необходимо значительно снизить общий объем изъятий в консолидированный бюджет, который сегодня в России составляет около 40% ВВП, а в мире, как правило, менее 30% ВВП. Политика стерилизации денежной базы в целях борьбы с инфляцией привела к тому, что сегодня национальная денежная база рубля стала архаичной: 50% хранится в государственной казне на счетах в Банке России, 40% - наличные в обращении и только 10% - безналичные средства в кредитных организациях, что является основной причиной низкой монетизации и отсутствия роста в российской экономике.

 

 


Дата публикации: 09 февраля, 2016 [10:25]
Дата изменения: 09 февраля, 2016 [11:21]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.