• (351) 737-04-00, (351) 737-03-00
  • ombudsman174@mail.ru
Главная »  Новости

Необоснованное привлечение к уголовной ответственности предпринимателей. Причины. Механизмы защиты

[Версия для печати]

В качестве одной из тенденции, которая прослеживается на начало 2016 года, можно отметить увеличение количества жалоб субъектов предпринимательской деятельности в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области на незаконное и необоснованное уголовное преследование. «К сожалению, зачастую уголовное преследование является попыткой решить хозяйственный спор или применяться как инструмент недобросовестной конкуренции. А при наличии коррупционной составляющей уровень правовых рисков субъектов предпринимательской деятельности возрастает. В связи с особой актуальностью данной проблемы, я решил спросить у коллег - экспертов о возможных механизмах защиты добросовестных предпринимателей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности», - прокомментировал ситуацию Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

Ниже мы приводим точку зрения Общественного представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей по вопросам, связанным с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, председателя коллегии адвокатов Челябинска №3 Евгения Белова.

- Реальные механизмы защиты зависят, к сожалению, не столько от действий предпринимателей, сколько от ряда других факторов, в том числе, от законодательной ветви власти, в компетенции которой принятие законов и нормативных актов, направленных на  снижение репрессивности уголовного законодательства в предпринимательской сфере, от применения правоохранительными органами и судами действующего законодательства и от профессионализма сотрудников правоохранительных органов.

Основной проблемой по-прежнему остается возможность возбуждения уголовных дел по фактам заведомых гражданско-правовых отношений. Попыткой решения этой проблемы стал вступивший в законную силу 10 декабря 2012 г. Федеральный закон от 29.11.2012 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который существенным образом изменил правовое регулирование отношений, связанных с вопросами привлечения к уголовной ответственности за мошенничество. Уголовный кодекс дополнен шестью новыми статьями (ст. ст. 159.1 - 159.6 УК РФ), предусматривающими уголовную ответственность за различные виды мошенничества, связанные: с кредитованием; с получением выплат; с использованием платежных карт; с договорными отношениями в сфере предпринимательской деятельности; со страхованием; с компьютерной информацией (ст. 159.6 УК РФ).

Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности определено как преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.

Закон оставил без изменений прежнюю редакцию ст. 159 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за мошенничество, т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Данная статья будет действовать как общая норма для остальных видов мошенничества.

Также в Законе указано, что крупным размером в отношении различных видов мошенничества (за исключением мошенничества при осуществлении выплат) следует считать не 250 тыс. руб., как для всех иных преступлений против собственности, а 1 млн. 500 тыс. руб. Также для различных видов мошенничества (опять же за исключением мошенничества при осуществлении выплат) был увеличен и размер особо крупного ущерба - с 1 до 6 млн. руб.

Данное изменение частично декриминализует такие мошеннические действия, поскольку они более не будут считаться совершенными в крупном или в особо крупном размере.

Но поскольку так и осталась в силе в действующей редакции норма - ст. 159 УК РФ, по сути перекочевавшая из УК РСФСР, фактически положение предпринимателей мало изменилось.

         На практике уголовные дела возбуждаются в большинстве своем именно по ст. 159 УК РФ, которая предполагает возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Следственные органы неохотно переквалифицируют действия предпринимателей по ст. 159.1 – 159.6 УК РФ.

         Более того, с 22 октября 2014 года  поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям фактически может быть сообщение о преступлении от любого лица. Если ранее недоимка была выявлена органами ФНС, то предприниматель сохранял возможность отстоять свои права сначала путем обжалования принятого налоговым органом решения в вышестоящую инстанцию, а в последующем в арбитражном суде и только после этого следственные органы могли возбудить уголовное дело. В этой ситуации экономическая деятельность конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица могла продолжаться. После внесения изменений в порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, следователь не дожидаясь не только решения суда, но и даже заключения налогового органа может решить вопрос о возбуждении уголовного дела. При этом следователь после возбуждения уголовного дела, имея право на осуществление обысков, выемок, допросов, а также применение различного рода мер пресечения, таких как подписка о невыезде, домашний арест и прочее, фактически прекращает деятельность предпринимателя.

Учитывая, что по спорам хозяйствующих субъектов, особенно в отношении значительной по цене собственности, у сторон зачастую возникает соблазн привлечь на свою сторону правоохранительную систему, то меры уголовного преследования в ряде случаев становятся инструментом недобросовестной конкурентной борьбы, что в свою очередь создает предпосылки коррупционной составляющей.

Для реальной защиты прав предпринимателей необходимо устранить вмешательство правоохранительных органов в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица посредством проведения заведомо незаконных оперативно-розыскных мероприятий, заведомо незаконных следственных действий, заведомо незаконного возбуждения уголовного дела.

Одним из перспективных механизмов защиты прав и законных интересов предпринимателей является  институт уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Также необходимо развивать такие общественные институты, как центр общественных инициатив «Бизнес против коррупции», при помощи которых становится возможным бороться с обвинительным уклоном на этапе предварительного следствия, проявлениями коррупции, а зачастую и с непрофессионализмом сотрудников в сфере правоохранительной деятельности.

Именно деятельность аппаратов уполномоченных по защите прав предпринимателей, общественных институтов при сотрудничестве с правоохранительными органами и при поддержке руководства нашего государства позволят устранить возможность решения хозяйственных споров уголовно-правовыми методами, изжить репрессивный характер мер в сфере уголовного преследования предпринимателей, добиться фактической реализации принципа экономического наказания в рамках причиненного государству имущественного ущерба за совершение преступлений в сфере экономики и предпринимательской деятельности. 

  

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области

Смирнова Ольга Владимировна. Тел.: (351) 776-76-79, моб.:8-922-755-0150


Дата публикации: 20 февраля, 2016 [11:32]
Дата изменения: 20 февраля, 2016 [11:34]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.