• (351) 737-04-00, (351) 737-03-00
  • ombudsman174@mail.ru
Главная »  Новости

Южноуральские муниципалитеты все еще не сделали Схемы размещения торговых точек понятными для бизнеса

[Версия для печати]

В Челябинске 24 августа состоялось заседание экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области, проходившее под председательством бизнес-омбудсмена Александра Гончарова. В мероприятии приняли участие: председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Сергей Комяков, начальник Главного контрольного управления Дмитрий Агеев, и.о. руководителя УФНС по Челябинской области Светлана Белихова, и.о. руководителя Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина, член Общественной палаты РФ и Союза промышленников и предпринимателей Валерий Шагиев, вице-президент ЮУТПП Анатолий Лубышев, руководитель регионального ЦОП «Бизнес против коррупции» Евгений Ковалев, представители органов местного самоуправления, общественные представители бизнес-омбудсмена.

       В рамках заседания рассматривался вопрос о нарушении органами местного самоуправления порядка размещения и эксплуатации временных нестационарных объектов, в том числе порядка включения в схемы объектов и указания их целевого назначения. С одноименным докладом выступила и.о. руководителя Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина. По ее словам, что разработка и утверждение органами местного самоуправления Схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО), расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрена Законом о торговой деятельности и соответствует интересам бизнес-сообщества и органов власти.

       «Схема позволяет обозначить свободные места на территории муниципалитета, где предприниматель может открыть нестационарную торговую точку. Это способствует поддержке малого бизнеса, развивает конкуренцию с торговыми сетями и обеспечивает присутствие местных товаропроизводителей в розничной торговле. Между тем, часто со стороны муниципалитетов можно услышать, что для них нежелательно, чтобы торговые точки стояли в каждом переулке. Поэтому необходимо искать баланс интересов между властью и бизнесом, в том числе и с помощью Схемы размещения НТО», - рассказала Наталья Сапрыкина.

       В Челябинской области порядок разработки и утверждения указанной Схемы регламентирован Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 № 5-П «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

      «Однако при формировании Схемы, внесении в нее изменений, при рассмотрении соответствующих обращений предпринимателей о включении в нее новых НТО со стороны органов местного самоуправления наблюдается нарушение требований действующего законодательства, что приводит к установлению дополнительных административных барьеров. – отмечает и.о. руководителя Челябинского УФАС. – «В схемах зачастую не включаются точные адресные ориентиры, позволяющие определить местоположение нестационарного объекта (указывается только улица без привязки к дому), нет графической части схемы в виде карты. Другими словами, предпринимателю невозможно понять, где он может поставить торговую точку. Открытости в этой сфере мы не наблюдаем. Более того, муниципалитеты даже без соответствующих предпринимательских обращений вносят изменения относительно специализации НТО, что может привести к нарушению их прав. Например, до августа в схеме могут значиться «цветы», а с ноября – «промышленные товары». И что делать владельцу точки в таких условиях? Менять бизнес?»

        На вопрос Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александра Гончарова к Наталье Сапрыкиной о том, где чаще всего встречаются такие нарушения, был получен ответ – «в Челябинске, Миассе, Аргаяшском районе и в Магнитогорске».

        Остается еще одна проблема, препятствующая развитию малого бизнеса. Речь идет об отказах предпринимателям во включении в Схему их торговых точек «в связи с достижением минимально допустимого количества торговых объектов на территории муниципального образования». При этом данные отказы являются необоснованными, поскольку именно превышение установленных нижних порогов является одной из важнейших задач органов власти в сфере развития торговли.

        Члены экспертного Совета попросили прокомментировать представителей муниципалитетов интенсивность и адекватность составления Схемы размещения НТО. «Например, в Миассе всего 300 торговых точек. Неужели нельзя быстро сделать Схему, выставить ее на сайт администрации, чтобы бизнес мог ясно понимать, где ему можно работать?», - задает вопрос заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин.

        «Над этим вопросом мы работаем», - дала пояснения заместитель Главы Миасского городского округа по экономике и финансам Ирина Серко. – «У нас тоже есть предложение: необходимо в Схеме уровнять все виды бизнеса, а не только предусматривать размещение нестационарных торговых объектов, поскольку не понятно, как размещать, например, обувные мастерские или пункты приема химчистки».

        «Мы тоже будем дорабатывать Схему, однако, что касается специализации нестационарных объектов, в частности, микрофинансовых организаций, позиция администрации Магнитогорска не изменилась. Мы против таких нестационарных точек, и не выходим за рамки закона. Но судебной практики пока не сформировалось», - сообщил заместитель начальника отдела координации малого предпринимательства и торговли администрации Магнитогорска Кирилл Хуртин.

       «Отношение муниципалитетов к формированию Схемы размещения НТО, к ее доступности и открытости – это одна из причин невысокого места Челябинской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах. Еще год назад мы (институт Уполномоченного, прокуратура области, УФАС и другие) разработали типовой Порядок размещения НТО, которое, в ожидании изменений в федеральный закон «О торговле», могло бы стать руководством к действию по размещению ларьков и павильонов. Однако только 13 муниципалитетов из 43 воспользовалось данным порядком, остальные, вероятно, ждут, когда изменится федеральное законодательство. Я призываю органы местного самоуправления, давайте, посмотрим, как можно сделать эти Схемы предельно ясными для бизнеса. Не надо забывать, что от нашего отношения к самому мелкому бизнесу зависит репутация всего региона в плане инвестиционной привлекательности», - подвел итог под обсуждениями бизнес-омбудсмен Александр Гончаров.

        В резолюциях заседания Совета органам местного самоуправления указано на необходимость приведения Схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями законодательства Челябинской области.

 

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

Смирнова Ольга Владимировна. Тел.: (351) 776-76-79, моб.:8-922-755-0150   


Дата публикации: 29 августа, 2016 [17:49]
Дата изменения: 29 августа, 2016 [17:50]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.