• (351) 737-04-00, (351) 737-03-00
  • ombudsman174@mail.ru
Главная »  Новости

ПРЕКОП-II: От типичных коррупционных практик, затрагивающих предпринимателей, до контрольно-надзорной деятельности

[Версия для печати]

В Тюмени 13 и 14 февраля 2017 года состоялся семинар  в рамках проекта Совета Европы ПРЕКОП-II («Защита прав предпринимателей в РФ от коррупционных практик. Семинар собрал Уполномоченных по защите прав предпринимателей из 33 регионов Российской Федерации, а также заинтересованных представителей органов власти и общественных предпринимательских организаций. От Челябинской области в семинаре приняла участие руководитель аппарата Уполномоченных в Челябинской области Татьяна Осипова.

    Основными темами семинара в этом году стали - «Виды коррупции, затрагивающие предпринимателей в Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях» и «Контрольно-надзорные мероприятия на муниципальном уровне и их влияние на бизнес-процессы».

     Тюменская область стала третьим  регионом России, в котором состоялись мероприятия в рамках данного общеевропейского антикоррупционного проекта. «В мире, пожалуй, нет идеального государства, которое  могло бы похвастать тем, что смогла избавиться от проявлений коррупции, и которая могла бы служить идеальным образцом, поэтому в каждой стране ищут свой путь», - приветствовала участников проекта тюменский бизнес-омбудсмен Лариса Невидайло.

     В первый день участники проекта обсуждали типичные коррупционные практики, затрагивающие российских предпринимателей на региональном и муниципальном уровнях. Наиболее коррупционно-емкими, эксперты Совета Европы считают сферу государственных закупок, получение разрешений и лицензий, а также контроль и надзор. Распространённость коррупции вызвана тем, что риски должностных лиц при нарушении прав предпринимателей и даже при прямой коррупции минимальны, тогда как выгоды максимальны. При этом малый и средний бизнес чаще всего страдает от «низовой» и горизонтальной коррупции.

      «Если муниципальные власти ведут себя неправильно, то они могут парализовать на своей территории деятельность даже крупных корпораций, что уж говорить о малом и среднем бизнесе. Его муниципальная коррупция может просто уничтожить», — полагает эксперт Совета Европы Дина Крылова.

     «Хоппе Тилман, эксперт Совета Европы из Германии представил презентацию «Сравнительный анализ видов коррупции, затрагивающих предпринимательский сектор на региональном и муниципальном уровнях в отдельных государствах-членах Совета Европы» Очень интересно было узнать об опыте других стран в борьбе с коррупционными рисками и практиками», - прокомментировала содержательную часть семинара  Татьяна Осипова.

    Второй день мероприятия была посвящен влиянию на бизнес-процессы контрольно-надзорной деятельности. В статистике практически всех региональных омбудсменов именно жалобы на действия проверяющих органов занимают ведущие позиции. Издержки бизнеса на взаимодействие с контрольно-надзорными органами оценивается в 1,5% от ВВП.

      В России существует около 200 видов  надзора, осуществляют: 143 вида осуществляют федеральные органы власти, 45- региональные, 11 – органы местного самоуправления.  При этом оценка эффективности контроля и надзора ориентирована на формальные показатели. «Важно сделать критерием эффективности не количество проверок и выписанных протоколов, а объем предотвращенного ущерба и достижение социально-значимых результатов: снижение уровня загрязнения окружающей среды, количества пожаров, несчастных случаев и тд.» - в этом вопросе мнения российских  омбудсменов и европейских экспертов сошлись.  

       «Доклад Эфтичиду Темис, эксперта Совета Европы из Греции был достаточно познавательным. Она поделилась примерами международных практик в сфере влияния контрольно-надзорных мероприятий на бизнес-процессы на муниципальном уровне разных государств и территорий. Интересными были примеры, как борются в Армении, Казахстане, Греции с излишними административными барьерами для бизнеса в виде «инспекционных» проверок», - комментирует Татьяна Осипова.

      Стороны пришли к заключению, что для облегчения надзорного бремени и ликвидации коррупционных рисков в этой сфере, в первую очередь, нужно подвергнуть тщательной ревизии все требования, которые должны выполнять предприниматели. Во-вторых, ввести возможность дифференциации административных штрафов в зависимости от размера бизнеса, а в-третьих, усилить просветительскую функцию в работе органов контроля и надзора. Также необходимо исключить одновременное привлечение к ответственности юридических и должностных лиц.

    Итогом семинара станет экспертный документ «Резолюция», в котором будет содержаться перечень наиболее частых коррупционных рисков, а также рекомендации по оптимизации контрольно-надзорной деятельности в отношении предпринимателей.

  

 

Пресс-служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области

 


Дата публикации: 20 февраля, 2017 [09:35]
Дата изменения: 20 февраля, 2017 [09:42]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.